Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
3

Админ на пенсии Флегматикс 53

151

Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)

Британская студия Supermassive Games до последнего времени была примечательна тем, что она ничем не была примечательна. За пять лет «продуктивной» деятельности граждане с Туманного Альбиона выпустили несколько малоизвестных и преимущественно детских эксклюзивов для PlayStation 3 и PlayStation Vita, а также разработанный по мотивам известного сериала платформер Doctor Who: The Eternity Clock, с оглушительным треском пробивший дно камеры эталонов и отправившийся постигать науку забвения в великом Ничто. И вот эта самая студия, которая двумя годами ранее порадовала малышей веселым и познавательным проектом про вымерших рептилий (Wonderbook: Walking with Dinosaurs), выкатывает на сцену Until Dawn – интерактивный ужастик, посвященный кровавому уикенду простых американских тинейджеров. Согласитесь, смена вектора весьма лихая: от учебы с улыбкой к маньякам с ухмылкой. Но это так, в порядке лирического отступления.

Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)
Until Dawn - Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)

Многие помнят, что «фильм ужасов» под авторством Supermassive Games должен был появиться на платформе PlayStation 3 еще в 2013 году. Но тогда разработчики промедлили с релизом эксклюзива, а потом и вовсе отказались от выпуска игры на седьмом поколении консолей, сделав ставку на свеженькую PlayStation 4 и ее качественно новые возможности. Шаг логичный и правильный, особенно если учесть, что в версии Until Dawn для PlayStation 3 управление должно было быть завязано на богопротивном контроллере PlayStation Move – исчадье ада, рожденном в самых темных кулуарах корпорации Sony. Тем не менее, адаптация Until Dawn под новую платформу заняла порядка двух лет, и для проекта, за которым и так не слишком следили, эта отсрочка грозила стать фатальной. С другой стороны, у Supermassive Games появилось время на доработку игры и ее главной механики – пресловутого «эффект бабочки». Что из всего этого получилось? Давайте разбираться.

Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)
Until Dawn - Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)

История Until Dawn повествует о глупости подрастающего поколения. А завязка такова – студенты, коих семь, приезжают в гости к другу в родовое поместье, приткнувшееся на склоне большой и неуютной горы. Даль страшная, связи нет, снежная буря на подходе, голодные волки и медведи бродят в округе с прилипшими к позвоночнику животами, а где-то неподалеку скрывается опасный преступник, о чем предупреждают полицейские сводки и развешенные плакаты с надписью Wanted. Думаете, это все? А вот и нет. За год до описываемых событий в окрестностях поместья бесследно исчезли две девушки – родные сестры организатора мероприятия. Причем все герои Until Dawn были свидетелями этой трагедии. Как видим, поводов не ехать у ребятишек было предостаточно, но они ответили на приглашение друга согласием. Все. Поголовно. Пусть даже и понимали, что ничем хорошим поездка не закончится.

Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)
Until Dawn - Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)

Повествование Until Dawn развивается в духе типичных молодежных хорроров. Тут нам и домик – большой и опасный, и неуютная обстановка, и пугающая неизвестность по ту сторону входной двери. А уж фенотип студентов говорит сам за себя: альфа-самец, сексапильная дурочка, стерва, слабовольный тюфяк, ламповая девочка без изъянов, умник в очках и неуверенная в себе истеричка. Классика жанра! Что первым делом делают ребята? Правильно, разбредаются в разные стороны: тому приспичило в подвал, другому вот потребовалось отправиться в самый дальний угол поместья. Удивительное рядом, но в этот самым момент начинает происходить всякие странности из разряда «кто выключил свет, почему в этом проклятом месте двери открываются сами по себе и куда делись условные Вася и Маша».

Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)
Until Dawn - Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)

Игрушка поначалу кажется настолько... стандартной, что даже удивляешься. Куда ни плюнь, рискуешь попасть в штамп и клише, и это касается как модели поведения героев, так и страшилок, которыми нас всеми силами стараются напугать. Но чем глубже мы погружаемся в историю Until Dawn, тем быстрее крепнет уверенность, что нас банально пытаются ввести в заблуждение. Тут бы не мешало хотя бы намекнуть, зачем перед нами так старательно мутят воду, только делать это я не буду по понятным причинам. Скажу лишь, что вера в профессиональные качества сценаристов восстанавливается так же стремительно, как и падала до этого. Но только до того уровня, чтобы без острой боли в сердце прощать внезапные всплески банальщины, которые нет-нет, да и попадаются в дальнейшем.

Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)
Until Dawn - Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)

Если бы Until Dawn была обычным приключенческим ужастиком, без всяких там наворотов, ее можно было с удовольствием пройти один раз, а потом с чистой совестью положить на полочку. Но игра от Supermassive Games имеет в своем активе одну интересную особенность, которая может послужить спусковым крючком для второго, третьего и даже четвертого прохождения. И речь тут идет об упомянутом уже «эффект бабочки». Кто выживет в эту ночь, а кто умрет? Все зависит только от нас. Ответственность, завязанная на страхе и переживаниях – это просто прекрасно!

Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)
Until Dawn - Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)

Когда мы говорим об «эффекте бабочки», то часто представляем длинную цепочку событий, где одно маленькое, незначительно действие может привести к событиям, способным перевернуть весь мир с ног на голову. Ну, как у господина Р. Брэдбери в рассказе «И грянул гром», где раздавленная бабочка кардинально изменила мир будущего. Что же касается Until Dawn, то здесь вариативность событий куда скромнее, но главное – механика работает. От многих принятых решений зачастую зависит будущее героев игры, и это чистая правда. Иногда нужно лишь несколько шажков, чтобы определить судьбу отдельного персонажа. В других случаях результат того или иного выбора может проявиться лишь через несколько глав, а то и ближе к концу игры. И прелесть первого прохождения заключается в том, что ты, за редким исключением, не знаешь, какое именно деяние грозит стать судьбоносным. Но когда это происходит, и ты не очень доволен результатом, обернуть время вспять и переиграть момент нельзя. Таковы правила. Если есть желание, можно запустить новую историю и пройти весь путь с самого начала. Для особо терпеливых предусмотрена возможность посмотреть каждую главу в отдельности, но прежде придется добраться до финала, каким бы печальным он не грезился игроку, уже успевшему совершить пару непростительных ошибок.

Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)
Until Dawn - Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)

«Эффект бабочки» проявляется в некоторых ключевых эпизодах, которые равномерным слоем размазаны по всей игре. В одном случае будущее героя может предопределить брошенная в ходе диалога фраза, в другом – наши действия. Не поленился порыскать по локации и нашел какую-нибудь улику? Потенциально спас одного героя. Решил не прыгать со скалы, а потратил пару лишних секунд, чтобы не получить травму? Полетели бабочки, полетели в небеса, как и душа погибшего сотоварища. Или еще есть шанс помочь? Может, ты раньше сделал что-то такое, что приведет к хорошей развязке? Некоторые решения, принятые героем или даже героями, могут взаимодействовать и накладываться друг на друга, приводя порой к совершенно противоположным результатам. Многое зависит и от взаимоотношений ребят. Казалось бы, случайно обидел товарища, ну с кем не бывает. Но не случится ли так, что ты будешь убегать от маньяка и ломиться в убежище, моля о помощи, а с той стороны двери окажется именно тот герой, которого ты оскорбил? Кто знает, кто знает.

Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)
Until Dawn - Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)

Некоторые действия, как я уже говорил, образуют достаточно длинные событийные цепочки. Дабы не запутаться, какое решение к чему привело (а заодно и проанализировать дальнейшие шаги), мы можем в любой момент зайти в специальный раздел и посмотреть все доступные на этот момент «эффект бабочки». Тут же есть две шкалы, одна из которых показывает отношения героев друг к другу, а вторая демонстрирует черты характера студентов. И если с первой все относительно ясно, то вторая будто бы сделана для галочки – на первый взгляд, изменения уровня честности, любопытства и храбрости ни на что не влияют. Но потом задаешься вопросом: а не в том ли крылась причина смерти храброго и отчаянного малого, что рядом с ним в этот момент находился «друг», который трусил всю игру? Может, он сбежал не по велению сюжета, а из-за своей слабохарактерности?

Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)
Until Dawn - Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)

Очень многое в игре зависит от нашего выбора и наших решений, но смерть в Until Dawn бывает и внезапной – за это следует благодарить QTE-сценки, которые зачастую сводят на нет всю возню с выбором вариантов. Не нажал вовремя нужную кнопку, а кишки уже в разные стороны разлетаются. И зачем, спрашивается, я так трясся над героем, если он умирает от одной-единственной ошибки, не связанной с «эффектом бабочки» напрямую? Опять же, такое происходит не всегда и не везде – в иных ситуациях к делу подключаются результаты наших прошлых деяний, и ситуация может выправиться в благополучную для нас сторону.

Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)
Until Dawn - Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)

Также нужно отметить, что не все наши поползновения являются судьбоносными. Они оказывают влияние на дальнейший ход событий, но порой приводят к чисто косметическим изменениям. Например, как будет освобожден пленник: с помощью обломка ножа, но безопасно, или же при помощи зажигалки, которая оставит на руках бедолаги небольшой ожог. Или вот вам еще вариант: если мы будем беречь нашего героя, к концу игры он лишь немного поистреплется, но если на сохранность его тушки нам наплевать, то первые лучи солнца от встретит побитым, израненным и изгвазданным в крови с головы до пят. Вроде и мелочь, но при повторном прохождении небольшая смена декораций всегда будет радовать глаз. К тому же эта мелочь может оказаться совсем не мелочью, а новым поворотом в судьбе ребят.

Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)
Until Dawn - Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)

Уметь просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед, доверять своей интуиции – все это очень важные качества, которые могут способствовать успешному прохождению Until Dawn. Но не менее важно полагаться и на подсказки, встречающиеся на пути героев. Стыдно признаться, но в первый раз ваш покорный слуга довел до финала только двоих страдальцев, и во многом потому, что игнорировал намеки или же банально не придавал им значения – не дурак ведь, сам догадаюсь, а если не догадаюсь, то сердце подскажет верный путь. Догадался, ага. Заодно и опозорился.

Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)
Until Dawn - Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)

Первый уровень подсказок Until Dawn – индейские тотемы. Эти небольшие деревянные маски раскиданы по всем локациям, подчас в труднодоступных местах, и главное их свойство – предсказывать, что может произойти с персонажами в дальнейшем. Одни тотемы демонстрируют смерть какого-нибудь героя, другие предупреждают об опасности, а третьи намекают, как обойти проблему, с которой человек неминуемо столкнется на своем пути. Но будущее еще не предопределено, и мы можем протянуть нить судьбы в совершенно иную сторону, не дав сбыться тому, что показала древняя деревяшка. Главное – подловить момент и вовремя сориентироваться, когда «час икс» все же настанет.

Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)
Until Dawn - Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)

Второй уровень подсказок завязан на уликах, которые герои находят в доме и за его пределами. Это могут быть дневники, фотографии, различные предметы и вещи, да все что угодно. Чем больше находок сделано, тем быстрее разрозненные факты и домыслы складываются в единую картинку. Поиск улик не только помогает нам разобраться в ситуации самостоятельно, но и дает пищу для размышлений самим героям, которые активно обмениваются полученной информацией и даже приходят к интересным умозаключениям. Также не стоит забывать, что некоторые улики сами по себе являются «бабочками» – обнаружив их, мы в очередной раз можем изменить ход повествования.

Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)
Until Dawn - Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)

Какой бы экшен подчас не творился в игре, с геймплейной точки зрения Until Dawn мало чем отличается от любого другого проекта в жанре интерактивного кино. Получив под свое управление одного из героев, мы бродим по локации, изучаем подсвеченные синими огоньками объекты, собираем предметы и улики. Дойдя до определенной точки, смотрим кат-сценку. К чести разработчиков, сухого «кинца» в Until Dawn сделано очень мало – нас постоянно теребят, заставляя нажимать на кнопки и принимать соответствующие решения. Иногда включается жесткий тайминг, проявляющийся в особо адреналиновых ситуациях. На месте и типичные QTE-активности с крестиками и ноликами. Также встречаются эпизоды, когда с помощью правого стика нужно успеть навести прицел на какую-нибудь цель (ударить, выстрелить и т.д.). Но самая губительная для нервных клеток активность – удержание геймпада в неподвижном состоянии. Как правило, в этом момент происходят самые страшные события, и ручки начинают предательски трястись, упорно выводя нас за очерченную на экране зону безопасности.

Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)
Until Dawn - Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)

В техническом плане Until Dawn способна похвастаться высоким уровнем детализации, качественной игрой света и тени, весьма недурственными спецэффектами и прочими графическими прелестями. Отдельных похвал заслуживает анимация движений и, за некоторым исключением, мимика персонажей. Впрочем, ничего необычного в этом нет. Как и в случае со многими другими интерактивными фильмами, персонажи Until Dawn были рождены с помощью технологии Motion Capture. Роль «родителей» исполнили профессиональные актеры, в том числе Рами Малек («Ночь в музее», «Олдбой», «Need for Speed: Жажда скорости»), Питер Стормаре («Фарго», «Большой Лебовски»), Меган Джетт Мартин («Доктор Хаус») и другие. Ребята отлично потрудились, чтобы передать эмоции своим виртуальным протеже. Беда лишь в том, что в ситуациях, когда герои испытывают очень уж сильные переживания (безумный ужас или горе), их лица начинают походить на восковые скалящиеся маски. Страшно, конечно, но явно не на такой эффект рассчитывали разработчики.

Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)
Until Dawn - Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)

То, что из Until Dawn может получиться нечто путное, сомнения оставались вплоть до самого последнего момента. Смотрите сами: не самая знаковая студия, известная скорее своими провалами, нежели успехами, делает проект в жанре интерактивного фильма, хотя опыта в этой сфере у нее нет. Сюжетная линия, где глупую молодежь режет какой-то маньяк, заранее вступает в борьбу за звание самой банальной истории. Игра не выходит вовремя, а потом переносится на новую платформу, что откладывает дату релиза на несколько лет. Кругом знаки, сулящие неудачу и забвение. Но тем неожиданнее оказывается результат – несмотря на все «но», творение Supermassive Games приятно удивляет. И пусть единственной ценностью игры по-настоящему является только вариативность ее сценария, возможности решать судьбу героев десятками различных способов с лихвой хватает для того, чтобы выставить Until Dawn высокие баллы.

Рейтинг: 8,0/10

151
Интересное на Gamer.ru

2 комментария к «Чему быть, того не миновать? Обзор Until Dawn («Дожить до рассвета»)»

    Загружается
Чат